Поездки Н.Ю. Клюге для сбора и выведения поденок (Ephemeroptera)

5.VIII—4.IX.2012

Людмила ШЕЙКО

Как мы ездили к папуасам

Часть 1. Джаяпура

Часть 2. Вайна

Часть 3. Долина Балием

Часть 4. Снова Сентани

Часть 5. Депапре

Часть 6. Обратный путь и Богор

Часть первая

Джаяпура

Наша экспедиция в Папуасию была необычна и даже уникальна в том смысле, что Университет выделил деньги на ее проведение! Причем экспедиция была многочисленна по составу: кроме Никиты — еще пятеро его коллег с кафедры энтомологии. Я исполняла обязанности коллектора — за свой счет. Все серьезно и основательно, правда, так выглядела экспедиция при отправлении из Петербурга. Просто у всех были разные задачи и цели, так что в Папуасии мы собирались расстаться — мы с Никитой решили сразу ехать вдвоем по заранее намеченному маршруту, остальные еще не определились. Хотя все понимали, что любой, даже тщательно разработанный маршрут придется корректировать.

Форс-мажор случился за день до вылета — Никита заболел, но решил выздоравливать по дороге. Брали коврики в ручную кладь и укладывали его везде, где приходилось ждать. И скармливали коллегам его эмиратские обеды с французским вином. Вылетели из Питера 05.08.2012, а в Джайапуру — столицу индонезийской провинции Папуа — прилетели только седьмого августа. Причем аэропорт находится не в самой столице, а в Сентани. Как все населенные пункты в Индонезии, что такое Сентани, непонятно — город, или поселок, или просто дорога, окруженная домами.  Аэропорт маленький, но относительно приличный. Сразу заметили папуасов — их немного, но бросаются в глаза. Страшные снаружи, какие внутри — пока не понятно. В основном — носильщики, или просто бездельники, пристающие к туристам с предложением непонятно каких услуг.

Мы хотели сразу лететь в Вамену (главный город в долине реки Болием), но оказалось, что как раз в эти дни там проходит всепапуасский фестиваль, и это событие привлекает кучу туристов, так что гостиницы будут переполнены, и цены взлетут — на все в и без того дорогой Папуасии. На этот случай у Никиты в планах было обследование одной дороги в окрестностях Джайапуры, которую он видел на снимках, и еще другой дороги, уже в Вайне — это местечко тоже относительно недалеко от столицы, примерно посередине между аэропортом и столицей, и от этой дороги он надеялся дойти до речки, на которой — может быть — даже поставить палатку.

Разведка окрестностей.

Типичная папуасская улочка с плевками пинангом на дороге.

От вида папуасов, жары, духоты, все немного растерялись, судорожно стали листать Lonely Planet в надежде на помощь, нашли отель, название которого понял таксист, и двумя  группами двинулись. Всем надо было прийти в себя, обдумать дальнейшие действия и получить в полиции разрешение на пребывание в долине Балием. Всем вместе не удалось не только в одну машину влезть, но и в одну гостиницу поместиться. Встретились уже в полиции, разрешение получили. Заодно отпало одно из предполагаемых мест ловли — еще выше Вамены , в горах, туда разрешения не дают.

Коллеги решили сначала адаптироваться и акклиматизироваться — действительно, очень жарко, душно и мокро, ну, а Никита, еще совершенно не выздоровев, не мог усидеть на месте — ведь мы где! В Папуасии! И мы отправились — сначала до Вайны — маленькими перебежками на общественных маршрутках с кучей пересадок, не зная названия конечного пункта. Но добрались! И Никита нашел — и дорогу, и речку, и даже почти место для палатки, и даже кого-то поймали. Обратно долго шли пешком в темноте — противно, тротуаров нет, машины слепят фарами.

На следующий день решили искать другую дорогу, тоже с космического снимка. Гостиница наша — Анабэль — весьма прилична, и недорого, и завтрак включен. Чисто, готовят вкусно, порции большие, так что мы вполне выспались и пришли в себя. Встали рано и бодро отправились, думая, что в окрестностях столицы путешествовать легко и проблем с поиском нужной нам Ангкасы не будет. А уж оттуда до северного склона Циклоповой горы мы и сами доберемся. Но водила, сам напросившийся, долго кружил вверх-вниз, пока не догадался спросить у местной учительницы-папуаски. Та довольно быстро разобралась с нашей картой и проводила нас на своем джипе прямо до нужной дороги. Толпа мелких папуасов в чистых школьных формах (даже длинные носки — с эмблемой школы), открыв рты, на нас глазела. Прощаясь с нами, на хорошем английском, старательно выговаривая, посоветовала быть осторожными: мол, место это — мистическое. Мы не поняли, что она имеет в виду. Объяснить не смогла, сказала только — люди, знаете, разные бывают. Вот с таким напутствием мы и отправились незнамо куда, на второй день пребывания в Папуасии.

Начало мистической дороги...

И ее продолжение.

Папуасы-лесорубы как-то сюда добираются

Гигантское хищное растение.

Асфальт быстро кончился, появились хижины. крытые соломой. А потом дорога и вовсе уперлась в маленькую деревню на берегу ручья. Решили сначала покопаться в ручье, а уж потом пытаться найти продолжение дороги за ручьем. И тут нас обступила толпа детей разных размеров, и они явно не были охвачены никакой школой: вместо формы — следы неопределенного цвета одежды и у всех — развесистые сопли ручьями. И все кашляют прямо на нас и на окружаюшую среду и суют сопливые носы Никите в кювету. С помощью страшных, но вполне миролюбивых взрослых аборигенов нашли продолжение дороги. Когда-то она была вполне основательно построена, но почему-то ее размыло, вместе с мостом, и теперь ее используют местами, с какими-то окольными проселочными путями, местные жители для перевозки напиленных дров. Нас долго преследовала толпа детей, что-то кричавших и делающих устрашающие жесты — рукой по горлу. Но мы смело шли. И было очень жарко, и очень круто в гору. Попались еще более страшные папуасы-лесорубы, но тоже мирные и даже как-то мы с ними побеседовали. Шли долго, кого-то ловили, диковинные растения разглядывали. Жара не спадала. Никита явно еще не поправился, а я на обратном пути сломала палец на ноге. Вернулись живыми, попрощались с коллегами — они улетали на остров Бияк, куда буржуи ездят купаться и загорать, а они — на водопады, ловить ручейников. Мы с Никитой, как обычно, путешествуем без телефонов, так что попрощались надолго, договорились уже встретиться в аэропорту. Рядом с гостиницей — гипермаркет, похожий на Дубайский резким холодом внутри после неспадающей жары. Все есть, и все недорого.

9 августа утром уехали в Вайну, там нам обещали гостиницу. Мы решили занять номер, чтобы оставить часть вещей, в том числе паспорта и деньги. Ближайшая к нужной нам речке гостиница — в получасе ходьбы. Держат ее мусульмане, и это заметно по интерьеру: много ненужной роскоши и мало необходимых вещей типа душа или просто окна на улицу.