Поездки Н.Ю. Клюге для сбора и выведения поденок (Ephemeroptera) |
3.VIII—1.X.2009 |
Людмила ШЕЙКО
Как мы ездили в Индонезию и Австралию
Часть 2. Сулавеси
Часть вторая
На острове Сулавеси
Летели часа три, до Макассара, это — главный город Сулавеси. В самолете нас — неожиданно — не кормили, так что в сулавесском аэропорту им. Султана Хасанутдина (это его официальное название, а на бейджиках у персонала написано совсем просто: "Sultan Hasanutdin") искали сначала кафе. Нашли место, где кормится персонал, оно называется не кафе, а столовая. Там все то же самое, что и в многочисленных кафе вокруг, только в два раза дешевле. Потом долго искали скамейки, чтобы поспать до утра; нашли их только в зале прилета наверху. Утром долго искали автобус в город, так и не нашли, поехали на такси. На обратном пути только поняли, что к центральной улице города подвозит бесплатно специальный аэропортовский шаттл-бус.
Автовокзал в Макассаре — так же печален, как и во всех индонезийских городах. Жарко, грязно, никакого расписания, куча окошек с непонятными названиями типа Pipos. И сразу же налетает толпа буйнопомешанных бездельников, с предложениями довезти куда угодно — за несколько миллионов. Как только они понимают, что мы в Индонезии не первый день и представляем примерно порядок цен на общественный транспорт, их интерес к нам немного угасает. На вокзалах всегда крутится толпа таких бездельников, целыми днями томящихся на жаре в надежде нажиться на неопытном редком путешественнике. А то, что такие на Сулавеси действительно весьма редки, мы вскоре убедились. Из бездельников находится один, слегка говорящий по-английски, который уверяет, что автобусов до нужной нам Мамасы не бывает вообще, а до Полевали — это две трети пути — бывают, но на сегодня уже все уехали. Немного разбираясь в особенностях национального характера, находим-таки окошечко, где нам говорят, что все же через 4 часа будет автобус, и продают билеты по 50 000 рупий (это около 150 руб., а такси нам предлагали начиная от 500 000!) и даже разрешают оставить рюкзаки. Пошли изучать окрестности. Сначала — огромный пустырь, сонные козы роются в помойке. Шумное шоссе с бешеным движением, за ним — базар. С одной стороны — тряпки, обувь, матрасы, мебель, с другой — еда, местами очень зловонная, особенно там, где рыба и птица. И открытые сточные канавы кругом, и жара. Кое-где под навесами — узкие и темные проходы, в которые страшновато залезать, но мы рискнули. Купили Никите вполне приличные очки взамен потерянных, за 90 рублей. А потом я приценилась к резному креслу красного дерева — 240 рублей. Опять ничего не понимая, купили манго по 15 р. за кило, вернулись на вокзал.
Автобус был почти как в каком-нибудь городе Весьегонске, набитый бабками с тюками, только жара в нем была запредельная. Если вы едете днем в августе из Макассара в Полевали, садитесь на сидения C и D, но не на A и B, даже если у вас крепкие сердца. Выдержать многочасовую сауну без вентиляции непросто. Дорога оказалась неожиданно долгой. Иногда водитель выходил, ничего не говоря. Где-то задумчиво сидел, где-то что-то неторопливо жевал, иногда смотрел телевизор. Мы тоже вышли разок, выпили какую-то мешанину со льдом, закусив темно-коричневой лепешкой. Они пеклись на банановых листьях под чугунными прессами, похожими на древние утюги, явственно ощущался кокос, корица и еще что-то, вместе все очень вкусно, настоящее лакомство, и не даром местные жители уносили это что-то очень бережно и даже торжественно, в коробочках, перевязанных бантиками. А работники придорожных харчевен смотрели на нас с замиранием и потихоньку показывали на нас пальцем малым детям. Некоторые младенцы, завидев нас, плакали и прижимались к матерям.
Через пару часов безликая сарайно-дворцовая архитектура как-то незаметно сменилась легкими резными домами на сваях, с ушасто-рогатыми фронтонами, ухоженными садами. И замелькало в просветах море.
Дорога |
И появился простор, и даже в рисунках рисовых полей не чувствовалось унылого однообразия. Слева — то поля, то море, то рыбные пруды, справа — словно обточенные, горы, с вертикальными закругленными стенами, как на японских гравюрах. Поля — то залитые водой, нежно-зеленые, с прорастающими рисовыми кустиками, то уже сжатые, пожухло-пыльные. На фоне вспыхнувшего заката — берег с одинокой кокосовой пальмой, рыбацкие лодки с легким рисунком затейливых балансиров, резной узор балконов, тонкие вертикали свай. Силуэт мелкого буйвола, дожевывающего остатки соломы с рисового поля. Неожиданно стемнело, и стало заметно, как много по дороге мечетей, они все ярко освещены, открытые двери, просторные залы, люди в белом, и — что удивительно: часто — женщины вместе с мужчинами, хотя и на некотором друг от друга расстоянии (конечно же, женские ряды — позади). Но вот уже после 7 вечера и мечети опустели, а мы все едем. Ехали мы 8 часов, и вот в каком-то неприглядном месте, неожиданно оказавшемся нужным нам Полевали, вышли, в душной влажной темноте нашли такой же душный заплесневелый дешевый отель — losmen — по-индонезийски, под названием "Mery". В сортире все склизкое — такая вот местная вода, окно — единственное на весь номер — там же, и выходит оно на сточный колодец, где неземными голосами орут лягушки. При этом — красивый и уютный холл с изысканной мебелью из черного дерева ручной работы, чай, тихо. Даже кое-как помылись из ковшика, даже пополоскали одежду, просто до того взмокли и одурели от пекла в автобусе, что пережили вонь воды, даже поспали, несмотря на полчища комаров. Никакого белья нам не дали, кровать была застелена чем-то явно несвежим, но лампочка была столь тусклая, что степень несвежести была совсем не определима. Заснуть пыталась, думая, что не зря все же мы регулярно раз в неделю глотали таблетки от малярии.
Никита хотел утром ехать дальше, в ту самую загадочную Мамасу, в горы, к совсем диким людям, которые оживляют умерших, чтобы они сами дошли до кладбища — оно там у них далеко от деревни, в горах, и им влом таскать, оживить-то проще. Но — море на карте было совсем близко! И я предложила на денек остаться — ознакомиться с достопримечательностями и поплавать, я ведь думала, что — как всегда, раз море, то и пляж, и вокзал… тем более, на карте были обозначены коралловые рифы.
Патриотический памятник в центре Полевали |
Вместо вокзала — несколько сонных велорикш на перекрестке; по запаху можно выйти к базару возле грязной набережной, а вдали все красиво — пальмы на фоне моря, лодки. Пошли искать дикую природу. Шли долго, природа все так и не дичала. В центре города — мусульманское кладбище, на нем пасутся козы.
Жарко, пыльно. Заборы тщательно выкрашены в цвета национального флага: красный верх, белый низ. И сами флаги — как национальные, так и просто разноцветные, радостно торчат из всех щелей. Домам нет конца, а флагов еще больше, и их количество, как обычно, увеличивается прямо пропорционально бедности жилища.
Улица, выходящая к морю |
Здесь все заборы красятся в цвета флага Индонезии |
Свернули к морю, протиснулись меж сараев. Серый песок переходит в черную жижу, торчат сети. В отлив — очень печальное зрелище, но и прилив мало скрашивает. Видимо, где-то вдали — коралловые рифы, а вблизи берега морская мелкая вода смешивается с пресной, стекающей с рисовых полей, и со сточными городскими водами, и получается теплая вонючая муть.
Отлив |
Впрочем, жизни это не мешает, что-то там шевелится, и в этой чаче мелкий народ выковыривал большими ножами микроскопических креветок, они сушатся на дороге вместе с крошечными коралловыми рыбками, видимо, это — еда. Вдали рыбаки по щиколотку в воде тянули сети. Кругом обломки кораллов и ракушек.
Ловцы креветок |
и их улов |
И большая помойка, в которой находят что-то съедобное мини-козы и мини-собаки. Мусор лежит толстым слоем между лодками, а у лодок одинаково причудливо устроенные бамбуковые балансиры.
Рыбаки |
Здесь на всех лодках балансиры почему-то крепят только таким способом |
Кое-где барахтаются дети. Хотя жара была мучительна, почему-то расхотелось купаться. Зато Никита добыл кокосов, а у меня в сумке случайно оказалась и трубочка для коктейля, и нож, и Никита просверлил в орехах дырочки, и мы не умерли от жажды. Правда, жидкость внутри оказалась совсем не сладкая, еще и теплая.
Устав от жары, пыли, комаров, мух, назойливых окриков, засобирались дальше, в горы, в Мамасу; мы знали, где это, но предстояло разгадать главную тайну: где найти автобус. Утром в процессе поиска и ожидания выяснилось, что утреннего автобуса не будет. Причем поняли мы это, когда ожидавшие его рядом с нами местные жители стали постепенно расходиться. На слово мы уже никому не верили, но, когда ушла бабка с узелком, произносившая "мамаса", заметались. Используя запас индонезийских слов, втиснулись — 8 взрослых и трое детей — в какую-то средних размеров машину. Наши два рюкзака с палаткой, ковриками и спальниками были при этом не самым крупным багажом. Дорога закрутилась, почти сразу пошла вверх, уши заложило, детей затошнило, и ехали мы так больше 4 часов. Дорога узкая; чтобы разъехаться с встречной машиной, приходилось останавливаться. Вплотную к обочинам тесно лепятся дома, белье сушится на придорожных кустах, внизу, в первом этаже — лавочки. Слева — красные горы, справа — обрыв, внизу — красные бурлящие реки. Едем все выше, кто-то выходит, кто-то садится, вдруг исчезли привычные мечети, появились явно христианские церквушки с петушками вместо крестов. И тропический густой лес как-то незаметно перешел в преимущественно сосновый с ковром из стелящихся папоротников, исчезли экзотические цветы и лианы. Почти все щели между горными хребтами превращены в долины с рисовыми полями, залитыми водой. Мамаса оказалась уютным, довольно чистым (по сравнению с Полевали ) городком, а жители не столь навязчивыми. В центре оказалось целых два гостевых дома, даже с элементами национальной архитектуры, но в них все было занято, причем явно не иноземными туристами, а индонезийцами. Здесь нам пригодился весь словарный запас, по-английски нас только приветствовали. Нашли какой-то церковный отель, нас охотно пустили, за 80 000 (240руб.) за комнату. Оказалось очень чисто, уютно, тихо.
Только в углу жил огромный паук, а по вечерам в холле собирались местные новообращенные христиане и, сидя кружком на стульях, пели псалмы. А потом, закончив пение, привычно сидя уже на полу, привычно ели руками из мисок рис. А вокруг — цветы, бабочки.
Мамаса |
В отеле нашли очень приблизительную информацию о местных достопримечательностях, примерную схему расположения нескольких "native villages", ручьев, молитвенных домов, могильных камней и утром отправились на поиски деревни в пяти километрах под названием Локо, купив на несколько дней самой необходимой еды. Нашли петляющую глинистую дорогу вверх; изредка попадались дома, появились характерные, как в Торадже (а это — известное и посещаемое туристами место за перевалом, там живут родственные мамасянам племена), крыши, вынесенные вперед, наподобие носа лодки. То, что казалось в Мамасе туристической "клюквой", — там эти архитектурные элементы кое-где явно просто изображали национальный колорит, будучи прилеплеными к оштукатуренным зданиям — здесь было вполне естественно: в тени под этими навесами текли трудовые будни.
Дорога к Локо |
А вот и Локо |
Сама деревушка Локо — вполне заселенная, по позированию местных жителей заметно, что туристы здесь изредка бывают, но за две недели они нам не встретились.
Деревенские дети |
Мы ушли дальше и выше, хотелось избежать назойливого внимания, да и наличие церкви тоже не радовало — фальшивый рев муэдзина пять раз в день уже надоел за неделю, хотелось природного единения, и желательно в тишине. Как-то сразу Никита нашел место для палатки на берегу горной реки. Вокруг — рисовые поля в узкой долине, за ними только один домишко, похожий на сарай, без электричества. Когда мы узнали, что это не сарай, а жилище семьи с кучей детей, то поняли, что мы забрались ну очень далеко. На берегу стайки молодого бамбука. Им я разжигала костер, на нем сушила одежду, под ним Никита прятался от дождя, раскладывая поденок по пробиркам.
Жилой дом на рисовом поле |
Слева, над рекой, на горе — деревня Балла; через поле, на такой же высоте — деревня Пау, в каждой не больше десятка домов, и живут их обитатели общинами, сообща выращивая рис.
Вид на деревню со стороны рисовых полей |
Деревня Пау |
К нам сразу прибежала толпа детей, они сели на другом берегу реки, не спуская с нас глаз, и загалдели, когда мы разделись до трусов и купальника, ведь Никита первым делом полез в реку за поденками. Поденки сразу стали ловиться, и их там оказалось много! Тут же появился какой-то главный абориген, сумевший с помощью нашего словаря (он, по-видимому, был единственным, кто умел им пользоваться) выяснить цель нашего тут появления, наши планы. Серьезно рассмотрел в кювете личинки поденок, одобрил наш научный интерес, только попросил одеться. Так нам было дано добро, и наша палатка возле хоровода бамбуковых стволов стала объектом постоянного пристального внимания местных жителей. Сначала они подглядывали за нами тайком, как индейцы в кино. Потом осмелели, пытались совать нос буквально везде, мы старались делать вид, что не замечаем, хотя иногда и были вынуждены отгонять, делая устрашающие рожи — если они слишком близко подбирались к садкам с личинками. Надо сказать, что, по мере удовлетворения любопытства, они стали нас осаждать реже, но все равно, прежде чем переодеться или умыться, несколько обнажаясь, я долго и тщательно оглядывалась по сторонам.
Быт у нас наладился сам собой, палатка стала казаться домом, из камней сложили очаг, топили бамбуком; утром — кофе с печеньем, к вечеру — рис, в темноте чай. Оказалось, что от бамбука кастрюли мигом обрастают липким черным нагаром.
Лаборатория |
и дом |
Погода первые дни была вполне комфортной. С утра надо успеть просушить отсыревающие за ночь спальники, это не просто — бамбуковые стебли все в каплях росы, жара — недолго, несколько часов около полудня, а потом становится влажно и надо успеть вовремя все снять, чтобы опять не отсырело.
По вечерам не холодно, но сыро из-за наползающего с гор тумана. И вот он наползал, наползал, и вдруг как наполз, так что, не переставая, лил дождь 12 часов подряд. А потом он стал лить каждый день, не с раннего утра, но регулярно. Моя основная забота была успеть утром вскипятить воду для кофе и посушить за это время у костра хоть сколько-то дров про запас, естественным образом они не успевали высохнуть, как и одежда, спальники, коврики, обувь. Высушить и успеть спрятать высохшее. Пару раз оставались без горячей еды, палатку заливало, рыли канавы, отводили воду; потом река поднималась, прорывало плотины на рисовых полях, вода бежала на нас сверху, мы героически с ней боролись. Попытки открыть новые земли поначалу заканчивались бесконечными водно-рисовыми системами, но все же мы добрались до их конца, козья тропа привела нас на кофейную плантацию и — исчезла.
Здесь, у бабки-ежкиного дома, закончились рисовые поля |
Кругом горы — из каких-то рыхлых песчаных пород, и недоступные, в глубоких щелях, бурные горные потоки, с огромными валунами. На этих камнях очень удобно стирать, полоскать и сушить белье. А в деревне, у последнего дома, такой огромный камень служил домом черному мини-пигу, ведь мамасяне — христиане, свиней едят, в отличие от основного мусульманского большинства, и они (свиньи) у них мелкие, как и все живое вообще. И буйволы тоже мелкие, и они не мычат, а мяукают, причем тихо и жалобно. А традиционный свинарник — маленькая сплетенная из бамбука корзинка на сваях, ставится обычно над обрывом, иногда над рекой, или над рисовым полем. В общем, надо смотреть, что у тебя над головой, и не зря местные жители воду только из бутылок и пьют. Потом Никита повел меня вверх по реке; идти трудно, можно только по воде, перелезая через валуны, а когда вода поднялась, став ярко-оранжевой, и потащила по узкому извилистому руслу огромные бревна, это стало и вовсе невозможно.
Вверх по реке |
А еще река перестала умещаться в берегах — наверху, вдоль рисовых полей, и размыла поля, и понеслась ярко-оранжевым, с пеной, водоворотом.
Оранжевая река |
Ночью река шумит, и цикады трещат, ни лягушек, ни муэдзина, только дождь не дает заснуть... Лазали по горам, ловили цикад, стрекоз, бабочек, но не очень их в горах много, и цветущих растений тоже.
Зато нашли диковинное растение, мирмекодия называется, это — растение-муравейник, его все Никитины коллеги только в книжках и видели, и удивились поэтому, что оно вверх ногами растет. Оно действительно так растет, паразитируя на деревьях, просто в книжках для понятности рисуют наоборот.
Мирмекодия на дереве |
А так ее обычно рисуют |
Тропинки под дождем становятся скользкими, вниз съезжали, как солдаты Суворова через Альпы. Пару раз ходили пополнять продовольствие в Мамасу, там гораздо жарче, чем у нас в горах; на базаре толкотня, и ни одного европейца — как на другой планете, маленькие люди сидят на земле, а килограмм риса-то нигде и не купить, можно только мешками…Фруктов и здесь тоже мало, купили маленький длинный овальный арбуз, оказался спелый и сладкий. Продают, в основном, разный рис, от белого до коричневого, и всякую муку из него; бобы, лук, разную траву, кое-где помидоры, огурцы, кабачки, морковку, мелкие бананы. В магазинах — еще более скромный выбор: по несколько видов макарон, пара видов банок с рыбой и колбасным фаршем, кофе, чай, некоторое разнообразие печенья. Лапша быстрого приготовления — самый популярный продукт. Всякое невкусное питье с добавлением витаминов. Совсем нет соков, молочных продуктов и колбас. Живых куриц на базаре много, как и не живых и воняющих рыб, хоть их и поливают усиленно водой. Можно поесть под навесом в фанерной будке вполне съедобного супа или рис с курицей, и пирожки жареные с тележек.
Прожили мы в палатке две недели, поденок наловили, вывели, к дождям приспособились, палатка проверку выдержала — не промокала. Снизу пару раз нас затопляло, вдруг прорывало систему водоснабжения рисовых полей, даже как-то все наши деньги намокли, пришлось разложить несколько миллионов рупий сушить в палатке и уйти. Ничего, никто не тронул.
И все 2 недели наши рюкзаки лежали на улице. Так что местные жители оказались вполне мирными, честными и безобидными людьми.
Но срок нашей визы подходил к концу, а нам хотелось на пару дней задержаться на какой-нибудь равнинной реке, посмотреть, что же живет там. А дальше наш маршрут был не совсем ясен. Ясно было только, что придется выехать из Индонезии на какое-то время, чтобы въехать снова и получить новые визы еще на месяц. Подразумевалось два варианта: Восточный Тимор (это независимое государство, занимающее половину острова Тимор) или город на севере Австралии, в тропиках, ближайший к Тимору, порт Дарвин. Австралийскими визами мы на всякий случай запаслись заранее, съездив в посольство в Москве, а вот относительно визовых особенностей на Восточном Тиморе у нас были противоречивые сведения... Решили не загадывать заранее, а положиться на волю случая. Но это — через неделю, а теперь нам предстояло проделать обратный путь в Макассар с остановкой у какой-нибудь большой реки. Мы наметили на карте город Пинранг, где-то в 10 км от реки, и на карте видны были какие-то ее притоки, правда, неизвестно, пересыхающие или нет.
Вот и последний день, он оказался самым дождливым, и река совсем разбушевалась. А за несколько дней до подъема воды Никите удалось поймать совершенно невиданных личинок, несколько штук, далеко вверх по реке. Они привыкли к очень чистой и холодной воде; все попытки донести их в бидоне, чтобы выращивать в садках рядом с палаткой, закончились неудачей. Поэтому Никита оставил садки с ними в часе ходьбы от палатки вверх по реке и по нескольку раз на дню ходил их проверять. И вот разбушевавшаяся река перевернула садки с такими редкими и с трудом добытыми зверями... Надежды на то, чтобы наловить таких же еще и успеть дождаться вылупления, не было никакой; река не собиралась успокаиваться, дождь не утихал, и мы решили двигаться дальше. Мне удалось под дождем подогреть сваренный накануне рис, разведя его пакетным борщем — я так смело экспериментировала, дабы внести хоть какое-то разнообразие в наше меню из одного риса. Последняя ночь в палатке была особенно сырой и даже прохладной, и я всерьез стала думать, что нас может затопить, смыть и умчать шумящим уже совсем близко от палатки оранжевым потоком.
Утром удалось только слегка подогреть вскипяченую накануне воду (вода в реке уже была как оранжевая гуашь, хорошо, я пару бутылок всегда запасала на такой случай, также, как и охапку дров под навесом палатки), последний завтрак с теплым кофе.
Нас провожают |
Очень удачно и быстро собрались; толпа детей, глазеющих на процесс складывания палатки, нарастала. Убрали за собой, удалось еще раз развести костер, чтобы подогреть остатки недоеденного риса и сжечь мусор. Удалось даже спуститься в Мамасу до дождя, и это был подарок, потому как даже в мелкий дождь по глинистой дороге идти вниз невозможно, даже совсем налегке, просто ноги расползаются, а башмаки мгновенно обрастают глиной. Только-только я начала чувствовать особую красоту рисовых полей, особенно сверху, сквозь бамбуковые стволы, и вот уже обратная дорога.
Геометрия рисовых полей |
Последние фотографии, последняя ночевка в гостевом доме, гекконы по стенам, чай на веранде. Про автобус все узнали, мы уже тут почти свои, нас уже не обманывают. Все равно утром просидели в автобусе часа два, пока кого-то ждали, ведь понятие расписания в Индонезии — очень условное. Опять узкая дорога серпантином, облепленная домами. Интересны местные "душевые кабины" — почему-то у самой дороги, а не где-то в укромном месте, сооружают подобие загородки для помывки, и из автобуса очень хорошо все просматривается. Останавливались для обеда (очень обильно. вкусно и очень дешево) в столовой, где нога белого человека ну точно не ступала. Останавливались также и для покупки каких- экзотических плодов на крохотных базарчиках, чудом втиснутых вдоль стен висящих над пропастями сараев.
Вместо красно-белых заборов пошла череда бело-синих, и это цветовое сочетание, навязчиво повторяясь на цветочных горшках, столбах и стенах, приобретало какой-то политический смысл, так нами и не понятый. А потом мелькнул столб с красно-бело-синим, и после него замелькало привычное красно-белое все.
Чей же это бело-синий флаг, |
который существует только на заборах? |
После шестичасового путешествия нас высадили на совершенно безлюдном автовокзале города Пинранг.
Центральная площадь Пинранга |
Улица Пинранга |
Большая равнинная река, вобравшая в себя все окрестные горные потоки, оказалась далеко от города, на карте все выглядело иначе, да и жара оказалась тоже неожиданной после горной прохлады. Пришлось больше часа бродить с рюкзаками в поисках гостиницы — надо где-то пристроить вещи, чтобы осмотреть окрестности. Подходил к концу рамадан, а именно рамаданом местные мусульмане объясняют все, что вызывает у чужеземцев удивление или непонимание. В данном случае мы не могли найти ни одного свободного номера в городке, в котором нам в течение четырех дней не встретился ни один заезжий турист, и причиной был, конечно же, рамадан. Правда, после трех неудачных попыток нам повезло, прямо на центральной улице нашли удивительно чистый, тихий, с большим вкусом оформленный отель, где за 120 рублей в сутки нас поселили в просторный номер с двумя кроватями, душем и верандой, выходящей в райский садик, наполненный орхидеями, молочаями, бугенвиллиями и всякими сказочными растениями.
Никита за работой на веранде |
Было там, к примеру, дерево с листьями, как у акации. При этом прямо на стволе его висели гроздьями нежно-зеленые плоды, по вкусу похожие на крыжовник, и с этого же ствола свешивались одновременно красные цветы. По утрам в этом райском саду пела невидимая райская птица, днем прилетали парусники, стрекотала цикада, а вечером кричала лягушка. Жарко, но можно спать с включенным вентилятором и открытой дверью. Странно — ни в одной гостинице нам не выдали простыней, чтобы укрыться, и полотенец. Так что пригодились Никитины "паруса" — белая ткань для ловли насекомых на свет, ну, а без полотенец мы обходились, тем более жара на равнине невыносима. Жизнь наша в этом отеле походила на восточную сказку — мы почти ни с кем не встречались, чай на подносе появлялся по утрам незаметно, вода в кувшине тоже. И даже когда Никита сидел на веранде, обложившись пробирками и лупой, никто не стоял рядом, открыв рот! Может, поэтому и городок нам понравился. Жители, правда, оказались привычно навязчивыми, зато с едой было неплохо — и фрукты на базаре были, и в столовой разнообразие, и порции большие, и совсем дешево. В городе — ни одного европейца, их провозят мимо, в Тораджу, без остановок. На центральной площади — христианский храм с петушком на шпиле, но двери заколочены, жители — мусульмане. Кругом — мечети, а каналов перекрестки — почти как в Венеции. В мутной воде плавают голые дети. С тележек продают жареные пирожки — горячие и вкусные, а сами тележки оказались облепленными поденками. Этих мы набрали, с пирожков. а на тележках с супом попались совсем другие, и пока нам готовили полюбившееся нам блюдо с названием "гадо-гадо", Никита наловил и этих, а заодно и ручейников для своих коллег.
После душа, мытья головы, горячего кофе с пирожками наступило ощущение полного счастья. Спали опять с открытой дверью и вентилятором, а ночью даже был дождь. Утром кто-то невидимый опять принес кипяток в термосе. Посмотрела на себя в зеркало — похудела и почернела, Никита тоже. Опять ловили, но уже пройдя часа три по жаре вдоль канала, вдоль огородов и садов, и плантаций кофе и какао.
Окрестности Пинранга |
Посажено всего понемногу: фасоль, кукуруза, что-то незнакомое тыквенное и пасленовое, и много мелких перчиков и помидоров. В каналах — полно рыбной мелочи, и ее кто-то ловит на удочку. Поденок тоже оказалось много, решили вернуться за садками и стаканами — чтобы прямо на берегу пронаблюдать процесс превращения; для этого уже готовых вылупиться личинок надо быстро рассадить по стаканам с водой, закрыв капроновыми носочками ... По дороге украли с дерева спелую папайю — ну очень вкусно.
Беседка на банановой плантации |
Хождение по жаре — подвиг. А потом пришлось в полной тьме, кишащей комарами и муравьями, с налобными фонариками копошиться с личинками, а идти обратно уже при луне. Из мечетей выбегают стайки возбужденной молодежи, и девицы с сомнамбулическим выражением, простирая руки, кидаются на Никиту... А днем хозяин лавочки, продав нам пепси-колу, попросил сфотографировать своего ребенка с нами обоими по очереди ... Ребенок при этом ничего не понял. Интерес к нам со стороны местных жителей явно говорил о том, что мы им кажемся представителями другого вида. Но через несколько дней они, привыкнув к нам, стали шумно-назойливы, как и все до того. Почему-то обязанностью своей каждый считал как можно громче проорать свое любимое "хэлломистер" с другого берега канала. Или посопеть над плечом Никиты, когда он просматривает содержимое сачка, вытащенного из сточной канавы. Терпеть этих бездельников было подчас невозможно, Никита топал ногами и швырялся палками, и это ненадолго помогало. Но — поденки вывелись, и пора уезжать. Срок нашей визы подходит к концу, впереди опять полная неизвестность. Хорошо, что несколько последних дней прошли в таких комфортных в сравнении с Мамасой условиях, уезжаем как белые люди, уже соскучившись по новым приключениям.
Довольно быстро нас нагнал местный частник, предложил приемлемую цену. В машину по дороге кто-то садился, кто-то выходил. Попадались лавки с готовыми куполами для мечетей — любого размера, очень удобно по дороге прикупить. Доехали до надписи "Bandara" — и поняли, что не нужно было тащиться на автовокзал в Макассаре, чтобы ехать в Мамасу, достаточно прямо в аэропорту сесть на бесплатый "шаттл" и доехать до шоссе. В аэропорту Султана Хасанутдина мы уже ориентировались, так что быстро купили билеты до Бали за 1млн. 200 000 рупий каждый, авиакомпания "Гаруда". В полете слегка покормили, прилетели мигом, снижались над океаном, а взлетная полоса — в буквальном смысле — песчаная полоса уходящего в океан мыса, красота.