Поездки Н.Ю. Клюге для сбора и выведения поденок (Ephemeroptera)

3.VIII—1.X.2009

Часть 6. Бали.

Часть четвертая

В Западной Австралии

Пертские таможенники перетрясли все наши рюкзаки. Страшно возбудились при виде горстки риса, с мамасского базара (мы еду не выбрасывали!), простили, но могли сильно оштрафовать. А вот на Никитины бутылки со спиртом, да еще набитые пробирками, вообще не отреагировали. Вообще-то, мы были готовы, что здесь все наоборот...

Холодно. Местные жители - в куртках и шапках. Темнело. Мы успели еще на Бали залезть в ин-т и примерно составить маршрут, нашли речки, записали названия, теперь надо было как-то определиться с ночлегом, чтобы с утра двинуться в путь. Сразу стало понятно, что общественный транспорт здесь не очень востребован. Автобус из аэропорта отвозит только в центр города. А место под названием Каламунда, которое нам было нужно, - совсем недалеко от аэропорта, но таксисты не знают, где там гостиница. Выручила нас дама - сотрудница информационного центра. Полчаса она нам объясняла, что дешевых гостиниц в окрестностях Каламунды и вообще в Перте нет, звонила по своему телефону в Каламунду, забронировала нам номер в гостинице, ближайшей к входу в заповедник, и была очень внимательна и любезна, и все это - совершенно бесплатно. Потом мы узнали, что в информационных центрах работают волонтеры, и не раз они нас потом выручали. И вообще, в ну очень дорогой стране Австралии, если знать, есть много бесплатного, и по-настоящему. Итак, дешевле 80 долларов номер в гостинице вы не найдете. 15 минут езды на такси - 35 долларов, а австралийский доллар немного отличается от американского...

Старинная гостиница на вершине Пертских гор стоит этих денег. Очень тихо, ковры, пахнет девятнадцатым веком, детскими книжками с английскими песенками, тихо мелькают в коридорах редкие приличные постояльцы. В номере - 2 двуспальные кровати, душ, маленькая кухня с чайником, тостером и континентальным завтраком - по 2 кусочка хлеба с маслом, кувшин молока и что-то в коробочках, что можно в молоко кидать. Тут нам очень пригодились крошечные баночки с индонезийскими рыбками в томате, еще из Мамасы...Напившись кофе, съев почти весь утренний завтрак (завтра - оно еще когда?), отправились в темноте ощупывать окрестности. Побродили по то ли парку, то ли лесу, потом поглазели на витрины закрытых магазинов. Цены оказались не ниже европейских, поэтому Никитина мысль о первоочередной покупке теплой одежды меня не вдохновила. С тоской вспомнила про секонд-хэнд, глядя на сверкающие витрины - им тут и не пахло.

Утром Никита вскочил в 6.30 и умчался осматриваться, как всегда прихватив пробирки со спиртом. А я впервые за это путешествие загрустила - пугала мысль, что за несколько дней жизни здесь придется истратить все деньги. И если вдруг окажется, что с поденками здесь плохо, нам уже не на что будет не то что путешествовать по Индонезии, а просто где-то на Бали половить, просто живя на вулкане в палатке... Правда, после горячего душа и чая полегчало, а тут еще и Никита прибежал возбужденный - поймал в первом же ручье возле гостиницы личинок поденок и веснянок, правда, по одному виду всего, зато попугаев видел - аж двух видов сразу!

попугаи черные большие в Каламунде.

речка в начале Биббульмунского пути.

Пошли в инфоцентр, долго ждали, не придет ли кто из волонтеров. Солнышко светит, но, если не двигаться, не греет. Поблизости оказалось некое историческое наследие в виде построек при старинной ж/д станции: паровоз, школа, почта, туалет. Смотрительница всего этого поинтересовалась нашими проблемами. К этому времени, прочитав все имеющиеся стенды, мы поняли, что где-то поблизости начинается знаменитая во всей Австралии 1000 - километровая пешеходная тропа из Перта в Элбани, и проходит она в аккурат по дамбе через реку Хелен, куда мы и думали попасть! Дама-смотрительница не только показала нам библиотеку, в которой нам любезно и безвозмездно дали карты этой тропы, но и сама отвела нас к воротам, за которыми и начинается знаменитый Bibbulmun Track. Еще она собрала оставленный кем-то мусор и показала нам супермаркет, где можно купить и продукты, и одежду. А спустя минут пятнадцать догнала нас уже в супермаркете, извиняясь, что забыла нам сказать, что в англиканской церкви можно купить теплую б/у одежду по 2 доллара, и даже туда проводила. Никите нашелся теплый норвежский свитер, и мне - штаны и кофта. С обувью вопрос не решился - самыми теплыми у меня были кеды, но решили, что в холодные ручьи я не буду лезть, а буду ловить только то, что летает и ползает. Купили запас еды где-то дней на 5. У начала тропы выпили молока с лепешками, предполагая затемно устроиться на ночлег и приготовить что-то горячее на костре.

первая ночевка.

первые впечатления.

скалы.

первые наблюдения.

местами - дорога,

где-то - тропа.

Тропа где-то похожа больше на парковую дорожку, где-то на горную тропу, помечена ярко-желтыми треугольниками с изображением змеи, голова которой указывает направление движения. И временами приходилось волноваться, карабкаясь в гору с тяжелыми рюкзаками, если заветная змейка исчезала надолго... Днем стало теплее, дождя не было; пройдя часа два, решили поставить палатку у речки, не выбирая особенно место, ведь утром решили двигаться дальше. Костер разожгла с одной спички - кругом полно эвкалиптового валежника, чай закипел моментально. Тут же мы были атакованы местными воронами, непуганными и наглыми, пришлось делиться сосисками. Мигом стемнело, но мы еще пошли гулять под луной - ведь мы не где-нибудь, а в Австралии! А ночью было жутко холодно. Заледенели даже части ног между носками и штанами.

Утром вышли рано, одев все теплое, что было. Ноги через час ходьбы согрелись, перчатки не снимала. К дамбе вышли часов через 7 пути. Возле дамбы - водоохранная зона, небольшой музей истории ее строительства и площадка для пикника с газовыми плитами для барбекю (газ бесплатный, и туалет тоже), столы со скамейками, возле которых не спеша гуляют большие зеленые попугаи. А на лужайке греются на солнышке три большие кенгуру.

звери прикормленные

...и птицы тоже.

Изредка нам попадались встречные ходоки - все в новых кроссовках, с новенькими рюкзаками, пахнущие парфюмом. Мы же были скорее похожи на заканчивающих тысячекилометровый маршрут... Но все же внимания особенного мы к себе не привлекали, что было для нас очень важно. Уж больно нас запугали рассказами о невозможности вывоза из Австралии любых насекомых, а посему внимание к нам здесь могло быть не простым любопытством...

Но вот и первая остановка, первый "kamp". Выглядит очень заманчиво, но неожиданно многолюдно: двое мужчин что-то варят на примусе (хотя место для костра свободно), один собирает вещи, а две женщины, которых мы иногда обгоняли, пьют из термоса чай. Сам "лагерь" похож на макет театральной декорации: бревенчатое строение в три стены, в крыше - окно, по бокам - двухэтажные трехспальные нары, посередине стол с лавками. Слева и справа от здания огромные резервуары с кранчиками, хранилища дождевой воды, с предупреждением - кипятить. Указатель вверх - туалет и место для палаток.

первый лагерь.

второй лагерь.

Решили здесь не останавливаться, как можно больше пройти засветло, а в идеале - перейти дамбу на реке Хелен и дойти до такого же следующего лагеря, а это - еще больше 10 километров. Сначала нам попался очень цивилизованный платный лагерь, с домиками, душем, кухней с газом, по 8 долларов за ночь с человека. До следующего общественного лагеря оставалось километра 4, пошли дальше, и не пожалели, когда с очередного подъема увидели просторную площадку с бревенчатым домиком, окруженную диковинными травяными деревьями и эвкалиптами, и - никого.

наше житье-бытье...

речка за палаткой.

...с удобствами.

удобства подробнее.

Очень разумно бетонное кольцо для костра закрывается вращающейся железной жаровней - можно даже под дождем готовить. Немного дров было оставлено, но в Австралии с этим нет проблем - кругом полно валежника, а на случай дождя - сухостойного эвкалипта. Все же, по привычке, запас дров я все время пополняла. Оглядели домик, нашли спички, журнал посещений и отзывов, правила поведения. В правилах сказано, что если вас много, и вы пришли до 6 вечера, то лучше поставьте палатку, оставив места на нарах для ночных одиноких прохожих. И просьба использовать крышу именно для ночевки, а не жилья. Нам надо было здесь прожить неделю, не привлекая внимания к своим занятиям, посему палатку мы сразу и поставили, в некотором отдалении от самого лагеря, но недалеко от места для костра. Там же - большой стол с лавками. Совершенно потряс туалет - унитаз и туалетная бумага. А чуть ниже палатки оказался ручеек, в котором Никита поставил садки с личинками. Как-то быстро появилось ощущение дома, удалось даже что-то постирать. Площадка для палаток была идеально ровной, что нас восхитило, но в первую же ночь из-за этого и затопило. Хорошо, днем я нашла в буше кем-то потерянную лопатку, и пришлось Никите ночью, под ледяным дождем, рыть осушительные канавы. Дождь не перестал и утром, нас спас чай и навес, а палатка в Индонезии выдерживала и не такое. Суббота, поэтому покорителей тропы много, но все, видя наш табор (а я под навесом развесила намокшие ночью спальники), не задерживаются, останавливаясь только, чтобы поесть. Почитали журнал. Путешествуют и местные, и заезжие. Больше англичане и американцы. Реже немцы, французы, иногда голландцы и шведы. Русские не обнаружились. В основном, восхищаются. Азиатам мерещится запах в туалете. А среди австралийцев некоторые пишут, что больше они сюда ну никогда, или что, мол, - мама посоветовала, но вот вернусь, и убью. Если вернусь. Из тех, кто решил идти до конца, больше пожилых, и чаще пары. Мол, всю жизнь мечтали, теперь можем себе позволить.

работа на сказочном фоне.

пластмассовые заросли.

Таскаю дрова, обозреваю окрестности. У реки попались мухоморы. А все остальное - ну совершенно невиданное. Деревья - все - кажутся пластмассовыми. Травяные деревья бывают очень высокими, иногда с цветоносами, похожими на камыш. Аборигены использовали их вместо факелов. Кругом - следы недавних пожаров, а вернее - плановых поджогов. Делается это, в основном, чтобы наросла молодая трава и животным было что есть. А в давние времена аборигены поджигали буш, наоборот, в надежде выгнать животных - дабы раздобыть себе пищу... Правда, для любых целей жечь буш можно только в дождливый сезон, чтобы горело потихонечку. А растения местные к такой пытке очень даже приспособились: эвкалипт, как феникс, после пожара зеленеет, и травяное дерево - тоже, и семена у них - как каменные, только попугая клюв может их раздробить. Попадаются растения с абсолютно одинаковыми цветами, но при этом даже нисколько не родственники. И почти все - с колючками. А еще - очень холодно, и не только нам - не видно никаких насекомых, никто не летает и даже не ползает, все сидят молча под камнями и корягами. Летают, правда, и орут наглые вороны и попугаи.

просто красота.

красота неописуемая.

дохлый сумчатый зверь бандикут.

скелет кенгуру.

И стаю диких кенгуру Никита видел. А обещанная ехидна (таблички стоят с ее изображением) ехидно прячется. И с поденками тоже странно - попадаются везде только одного вида, и не хотят выводиться. Кажется, и им тоже холодно.

Спим одетые, помыться невозможно, еда заканчивается. Так как холодно, на еде решено не экономить, у нас был и шоколад, и сыр, и мюсли, и консервы, но все кончается, решено двигаться в обратную сторону с ночевкой в том лагере, где мы не остановились, чтобы половить там в ручье.

Прошла уже неделя в Австралии. Самое печальное и непонятное - поденок наловили только одного вида. Конечно, Никита такого не ожидал и надеялся, что в другом месте будет изобилие разнообразия. Собрались быстро, без дождя. Днем даже иногда раздевалась до майки, но - в перчатках. В первом лагере - никого, сварила обед, пока Никита ходил ловить. Конечно, пошел дождь, но навес выручил. Решили на одну ночь палатку не ставить, занавесили нары палаткой, но все равно ночью замерзли.

на ужин пришли гости.

последний ужин в Каламунде.

Утром уже точно надо было рано выходить - еда кончилась. Решили дойти до ближайшего к Каламунде ручья, поставить палатку, и бегом в магазин.

Так и сделали, еще Никита успел в библиотеке влезть в интернет (здесь это, как в Европе, бесплатно, но только на час). Выяснили, что Дарвин не светит. Во-первых, дешевле 400 долларов билетов нет, к тому же и таких уже нет, т.к. скоро начнутся школьные каникулы. Решили еще ночь провести в палатке и ехать в Пертский аэропорт, узнать, что же светит. Место для еще одной попытки в Австралии Никита нашел, километров в 40 от Перта на юг. Палатку поставили очень удачно, на берегу ручья, бурлящего в скалах. Сваренные с рисом курьи лапы показались деликатесом после недели с консервами, и первая за неделю ночь была даже теплой. Правда, вставать и собираться пришлось под дождем, но нужный автобус пришел быстро. Конечно, до аэропорта он нас не довез, пришлось идти пешком, а когда дошли, оказалось, что это - местный аэропорт, а до международного бесплатно везут только тех, у кого уже есть билеты. За 25 долларов доехали на такси, и выяснилось, что билетов в аэропорту не бывает. Никто их там не продает. А австралийцы их либо заказывают через интернет, либо покупают в турагенстве, и ближайшее - как раз там, где мы в такси садились. Злясь на дурацкие порядки, истратив кучу денег, добрались до турагенства. Билетов до Дарвина нет, до Бали - только по 375 долларов, причем выбор - две среды, и с невозможностью сдать... Я-то понадеялась. что Никита возьмет на ближайшую среду, но увы. Уж очень он надеялся, что в другом месте будет какое-то поденочное разнообразие... Другим местом мы выбрали Армандайл, на карте - заповедник, реки, ручьи, дамбы.

До Армандайла добирались на электричке не больше часа. Билеты - только в автоматах. Местный подросток помог купить, причем посоветовал слегка смухлевать, заплатив по льготным ценам. Еле успели в инфоцентр, даже не глазея по сторонам. Чистый центр маленького городка, кругом магазины. В инфоцентре среди гостиниц от100 долларов нам нашли только один "caravan kamp"километрах в четырех.

сельская идиллия.

окрестности Армандайла.

Побежали, подгоняемые надвигающимися сумерками и накрапывающим дождем. За забором - ряд безжизненных домиков, кое-где машины с фургонами. Долго пытались достучаться в контору, наконец, заспанный джентельмен, не сразу поняв, что нам надо, объяснил, что этот лагерь - только для владельцев автофургонов, и мест для палаток у них нет, и вообще в палатках у них тут в Австралии не живут, и 20 долларов платят просто за то, чтобы фургон здесь стоял... Пришлось под дождем в темноте возвращаться откуда пришли, в кемпинг, где самый дешевый номер - 120 долларов, но если сразу за два дня, то можно договориться по 100. Заплатили за два, прикинув, что уже вечер, и до утра нам не высохнуть. Так что, наконец, помылись, постирались, причем удалось даже с Никиты стащить грязные штаны.

он был похож на нас.

мандарины - ничьи - даром.

Первый раз за неделю горячая ванна, чай из чайника с тостами... Утром решили идти на разведку врозь, в разных направлениях, искать место для палатки. И, как назло, дождь и штормовое предупреждение. Километров 12 я прошла под проливным дождем, чувствуя себя рваной калошей. Сразу стало понятно, что армандайлцы - ну совсем не каламундийцы. Они совсем не ходят пешком, ездят только на машинах. Даже если хотят побегать или погулять с собакой, садятся в машину и едут в ближайший национальный парк или заповедник. А по выходным любят ездить на ближайшую дамбу и там съедать праздничный шашлык на природе. Для этого на каждой дамбе оборудована специальная барбекюшница, состоящая из столов, скамеек, бесплатного туалета и плит под навесом с бесплатным газом в баллонах. Баллоны заперты на большие замки, при этом газа жги сколько влезет. Также туалетная бумага - рулон покоится на толстенном штыре, запертом на замок, но мотай, сколько хочешь... За весь этот день мне не встретилось ни одного пешехода! Замерзла страшно, промокла насквозь, поймала трех поденок. Никита место для палатки нашел, как раз недалеко от халявной барбекюшницы, т.ч., учитывая непогоду, решили туда и идти, только сначала попробовать поменять билеты на неделю раньше. Вообще-то, мы могли себе позволить и такую гостиницу, просто это нам было совсем не нужно, ведь, сидя в ней, мы никого бы не смогли поймать, да и делать здесь нам было абсолютно нечего. Опять погрелись в горячей ванне, развесили под кондиционер мокрую одежду. Утром, конечно же, опять дождь. С билетами тоже, конечно, началось - надо ехать менять туда, где покупали. Или можно не ехать, но звонить. Когда до барышни с трудом дошло, что можно путешествовать и без мобильника, она позвонила сама, и поэтому оказалось, что доплатить за обмен билетов нам придется в два раза меньше обещанного. Действительно, в Австралии все наоборот. Накупили продуктов, на этот раз и шоколад, и сыр, и консервы, и печенье, и даже кетчуп - сразу придумалось, что в бутылку из-под него спрячем потом пробирки с насекомыми. Лишнее оставили в гостинице на ресепшене, пошли под дождем. Оказалось, что идти надо все 12 километров в гору. Зато при хождении с рюкзаком в гору не сильно мокнет перед, а только спина, то есть рюкзак. Но когда дошли до дамбы, начался ливень. Стоя в мокрых кедах, совершенно замерзшая, я поняла, что палатку в такой ливень не поставить, костер не развести, и что вообще можно замерзнуть насмерть. Но для начала попробовала что-то согреть на бесплатном газе - медленно, но получилось. А потом Никита взял и поставил палатку, и это было наяву. Затеплилась надежда продержаться.

первый ужин в Армандайле.

весна все же началась!

С палаткой опять появилось ощущение дома. Никита, не переодеваясь, помчался к ручью, у него в бидоне сидели поденки из Каламунды, не успевшие вывестись, их надо было срочно посадить в садок. Всю ночь шел дождь, но нас не залило. Никита прочертил вокруг палатки волшебный круг, и - подействовало. его хватило. Утром у него вывелась-таки поденка, на 9-ый день! А я придумала себе согревание ног: на последние сухие носки одела полиэтиленовые пакеты (из Каламунды, там они лежат в парке - для собачьих какашек), а поверх - мокрые носки. Вроде согреваюсь. Появились какие-то любители бега в трусах, еще люди с огромными собаками. Место, где мы поставили палатку, относится к Региональному парку, а не к частной собственности. За эти дни какое-то представление об австралийцах у нас уже сложилось. Живут не скученно, дома очень ухоженные, снаружи и вокруг все красиво, все чисто и все чистые. Машин обычно несколько, тоже чистые и новые. Часто попадаются лошади - заботливо укрытые попонами. Толстые шерстяные овцы. Но все везде огорожено, везде таблички: "Private property. Keep away". Когда бродила под дождем в поиске места для палатки, наткнулась на щит с объявлением, что "любая подозрительная деятельность непременно станет известна полиции".Я была насквозь промокшая и подумала, что моя просто одиноко бредущая под ураганным ливнем личность безо всякой деятельности кому угодно здесь покажется подозрительной, уж не говоря про Никиту с его поясной "сумкой подрывника" с пробирками и копанием в речках, и стало не по себе. В Каламунде - ходят пешком в трусах, приветливые, но ненавязчивые. Английский - не очень понятный. Я долго не могла понять, почему мне все желают хорошо помереть, в ответ смеялась и желала того же. Потом дошло, что дело в произношении, и что это вовсе не черный юмор, а вежливое пожелание хорошего дня. В Армандайле пешком не ходят совсем, но тоже ненавязчивые. На второй день нашей жизни в палатке я наткнулась на местного фермера. Он гонялся за байкерами в парке и с удивлением разглядывал нашу палатку. Я объяснила ему, что нам надо пожить здесь неделю с научными целями, что мы тихие мирные люди. Он в этом не усомнился, вежливо откланялся и никто нас больше не беспокоил, кроме кенгуру - они громко прыгали по ночам вокруг палатки. Каждое утро они паслись на нежной траве у ручья, и довольно близко подпускали Никиту, спускающегося проверить садки. Но стоило ему поднять руку с фотоаппаратом - их как ветром сдувало. На них ведь охотятся, и чего только не делают из кожи кенгуру - шляпы, сумки, обувь, ремни, кошельки...

Незаметно быстро мы наладили быт. Проблем с дровами никаких, под навесом палатки - запас сухой растопки, вода закипала моментально. Из больших ровных камней сложилась кухонная и столовая мебель. По берегу ручья нашла заросли дикого лука-чеснока, немного дальше - обнаружила кусты розмарина и одичавшие лимоны.

очередное обретение дома.

кухня-столовая.

Это приятно разнообразило наши консервные обеды. Еще нашла фиговые деревья, но фиги были крошечные и совсем зеленые. С насекомыми было не так хорошо. Сколько Никита ни лазал по окрестным ручьям, поймал только три вида. Остальные звери все сидели под камнями, так мы их и ловили - сколопендр, муравьев, скорпионов, клопов, пауков. Летали только пчелы и одного вида бабочки - Никита сказал, что они не местные родом, а аж из Америки долетают. Только-только начинали распускаться первоцветы, некоторые совсем невиданные. И между камнями - каллы. Я в ручьи не влезала, а ходила по ближайшим холмам, кого-то ловила, фотографировала. Нашла дохлого бандикута - сумчатый зверек вроде большой крысы с кабаньими клыками. И скелет кенгуру. Череп кенгуру мы взяли с собой, а бандикута я Никите не показала - побоялась, что и его он потащит с собой. Весна все же наступает, цветущих растений все больше, по берегам ручьев. А на холмах - странный грунт, как будто керамзитом посыпано. И травяные деревья здесь более высокие. Растут еще какие-то смолистые явно хвойные деревья с красными и белыми цветами. И вроде бы им родственное тряпичное дерево - или бумажное - под ним Никита копался в садках, и очень органично на его фоне выглядел - мокрый, грязный, как будто весь обвешенный лохмотьями...

Никита под тряпичным деревом.

травяные деревья здесь - высокие.

Солнце иногда проглядывает, но все время дует южный ветер - из Антарктиды... Практически каждый день дождь, но успеваю просушить одежду, обед варится моментально на сухих дровах. Никита бродит по всем окрестным холодным рекам, но все равно с разнообразием поденок как-то не очень. Пойманные личинки потихоньку линяют. Последние дни бродим с ним по холмам, выискивая под камнями спрятавшихся от холода насекомых. Никита нашел вельветовых червяков - это такие тропические бархатные звери вроде гусениц, раньше они ему нигде не попадались, он давно хотел про них что-то разгадать. А я ему завидую, ищу, но мне они не попадаются. Зато сама поймала трех скорпионов, и еще какую-то многоногую мухоловку, сверчков и уховерток. Но больше всего здесь кивсяков, они жесткие и вонючие, они везде - ползают по палатке, залезают в котелок, в чашки, в продукты, в спальники.весна.

заморская бабочка-монарх на австралийском лимоне.

аллея из травяных деревьев.

дикие кенгуру - пугливые

вельветовый червяк.

и всем им холодно, все прячутся.

эвкалипты в цвету

и такие

и вот такие

и травяное дерево тоже в цвету.

и даже саговник в цвету

чему Никита удивляется

Неделя в Армандайле, холодная, дождливая, ветреная, подошла к концу, мы выжили, не заболели, не попали в полицию и не заблудились. Кого-то даже наловили. Пробирки с насекомыми сложили в бутылку из-под кетчупа. Палатку удалось сложить без дождя, и дошли до города сухими, по дороге фотографировали незнакомые растения, воровали мандарины.

с этими мандаринами мы приехали на Бали.

выход к парому в Паданг-Бай.

Купили еды, в аэропорт ехали сначала на электричке, потом на такси, в аэропорту переоделись, попрятали нашу добычу, но нас никто не проверил! Правда, спросили, не везем ли чего запрещенного и даже пощупали с разрешения - но только меня, а пробирка с крупными насекомыми была у Никиты в кармане... Позабавили нас правила поведения в полете, там есть пункт под названием дресс-код. Очень подробно написано, во что можно быть одетым, перечислено все, начиная от сандалий и трусов до костюмов. То есть без трусов и босиком - нельзя, все остальное - допустимо. И еще нельзя провозить с собой остропахнущие плоды, как например, дуриан. То есть, абориген в национальном костюме с дурианом под мышкой не может слетать в гости к другу на Бали. Насчет тулупа и медведя с балалайкой запретов нет.

На Бали прилетели в 23.15, как и обещано, но два часа простояли в очереди за визами. Зашли в какое-то турагенство, попросили позвонить в наш отель, и за нами приехали. И даже был чай, и душ, и постель, и долгожданное тепло. Поспать удалось недолго, после завтрака опять перепаковывали рюкзаки, теперь оставили в отеле не только пойманное на Яве и Сулавеси, но еще и в Австралии, и теплые вещи. и череп кенгуру. На такси доехали до Куты, нашли там агентство "Parama", которое возит на остров Ломбок, но решили, что туристическим автобусом доедем только до парома, а там будем перемещаться общественным транспортом. Ехали больше трех часов, Бали разглядывая из окна автобуса. Решили обязательно пару дней на обратном пути для Бали оставить, уж больно похож этот остров на музей. И постоянное, самое главное занятие балийцев - кормление невидимых богов- тоже интриговало: кто же все это добро съедает?