Поездки Н.Ю. Клюге для сбора и выведения поденок (Ephemeroptera)

25.XII.2011—14.II.2012

Часть 13. Науэльбута

Часть первая

Река Мауле

В Чили мы ехали так. По первоначальному замыслу собирались двигаться постепенно на юг, по мере того, как на севере все засыхает, и таким способом додвигаться настолько, насколько хватит времени, денег и смысла. Знакомый чилиец этот план одобрил. Поэтому начали с широты Тальки — северной границы нотогейской фауны (VII регион, провинция Мауле, т.е. тот самый средний юг, откуда происходят чилийские вина). В день прилета успели доехать из Сантьяго до Тальки, а оттуда до маленькой деревни Armerillo на большой реке Maule. В этом месте реки более одного вида поденок поймать не удалось, но смысл был в том, что через эту деревню проходит дорога, ведущая в Аргентину, так что по ней можно подняться в горы на все высоты.

река Maule около Armerillo
С берега к реке почти нигде спуститься невозможно

дорога от Armerillo в сторону озера Maule.
Как это принято в Чили, все никому ненужные кусты разгорожены заборами из колючей проволоки

Общественный транспорт дальше не ходит, так что на следующий день с утра поймали попутку (это был дорожный рабочий, ехавший как раз к озеру в истоке реки Мауле). В деревне La Mina находится погранзастава, а дальше до самой границы вообще нет никакого постоянного жилья и нет даже вездесущих чилийских заборов, только пастухи со своими стадами и дорожные рабочие. Так что в Ла Мине у нас попросту отобрали паспорта, сказав, что дальше их все равно никто проверять не станет. На карте 1980 года дальше Ла Мины вообще белое пятно:

Озеро Мауле — популярное место среди чилийцев, охочих половить рыбу и вообще как-нибудь оттянуться на дикой природе. Ландшафт вокруг озера лунный, как на Памире, хотя абсолютная высота гораздо ниже.

идем к озеру Мауле

озеро Мауле

Нам было заранее ясно, что в этом месте условия на грани выживания чего-либо живого, так что мы там просто немного погуляли и пошли по дороге назад вниз, чтобы найти место для палатки на более подходящей высоте. На следующей картинке с дороги видна долина, вполне проходимая и, как отсюда кажется, с неограниченным местом для палатки.

в этих местах нет ни населенных пунктов, ни заборов,

только скотоводы со стадами

На счастье, когда я уже начал было уговаривать Людмилу отправиться туда, рядом с нами остановилась машина и нас повезли дальше вниз по дороге, заманив обещанием, что там речка еще лучше. Я только чуть позже осознал, что под таким палящим солнцем круглосуточное пребывание без тени невозможно. Ниже по дороге мы нашли приличную речку La Plata в зоне, похожей на зону арчовника в Таджикистане. Только вместо арчи какое-то другое кипарисовое.

долина реки La Plata, вид на долину реки Maule

По очень счастливой случайности там оказались 3 таких дерева, стоящих рядом и потому дающих тень. Судя по следам, до нас эти три дерева нашли все пастухи и регулярно под ними отдыхают (есть специальные места для коней, для собаки, для костра и т.п.). Людмила предложила поставить палатку посередине всех этих мест; я повозражал (вдруг придут пастухи, а мы все их место заняли), но потом стал ставить туда палатку. Три раза, когда я начинал разворачивать палатку, она взлетала вверх и вертелась, пока не перепутаются все веревки. При этом блокнотик Людмилы лежал рядом на камне и никуда не улетел. После третьего раза мы сошлись на том, что надо ставить палатку с краю от пастушеской стоянки, прополов там колючие кусты и разгребя камни.

чтобы укрыть палатку от ветра, пришлось поставить ее
за нагромождением камней

место пастушеской стоянки, на котором ветер не дал
поставить палатку

Такого солнечного ожога, как там, у меня еще никогда не было: к тому времени, когда я, наконец, догадался надеть панамку, со всей головы и лица уже потекла желтая слизь. Люда успела надеть кепочку раньше, и не так пострадала. Весь день я лежал в тени на том месте, где злые духи не дали поставить палатку, выползая только, чтобы проверить садки, и только вечером мы выходили погулять.

река La Plata, приток реки Maule

садки с поденками

Среди совершенно раскаленных камней течет совершенно ледяная бурная река. Поденок в ней оказалось всего 3 вида, но зато все три в огромном количестве. С первого раза их вывести не удалось: я положил субимаго в глубокую тень, где предусмотрено место для собаки, но они там, в отличие от собаки, все сдохли от жары. Вторую партию выведенных субимаго пришлось положить под большой камень на уровне воды и сверху привалить камнями, только тогда они выжили.

судя по этому цветнику в устье реки,
здесь не бывает больших паводков

После этого мы упаковались и отправились на запад, на противоположный край Чили (к морю), на той же широте. В отличие от гор, на равнине жара вполне терпимая, и тамошние люди пугались при виде моей опухшей и обгорелой физиономии. А около моря по утрам и вечерам вообще приходилось надевать свитер (тот самый, который я за два доллара купил в англиканской церкви в Австралии). У антиподов все вверх ногами: в горах жарко, на равнине холодно.